Парикмахерское искусство в ХХ веке

В начале XX в. в моду вошли короткие волосы. Женские корот­кие стрижки первоначально не отличались разнообразием.

xx_vek3В 1905 г. в Германии была изобретена химическая завивка волос. Волосы накручивали на специальные бигуди, нагревали их с помощью электрического тока и обрабатыва­ли химическим составом. При помощи та­кой завивки волосы сохраняли вид завитости в течение шести месяцев. Это изоб­ретение привело к возвращению моды на кудрявые волосы.

В начале XX в. в моде темный цвет волос. А в 30_40-е гг. эталоном кра­соты вновь становятся блондинки. Женщины опять стали прибегать к различным спо­собам окрашивания волос.

В 50-е гг. популярны длинные глад­кие волосы, распущенные по плечам, и прическа «конский хвост».

Во второй половине XX в. в Америке возобновилось увлечение париками, которое вскоре распространилось и на европейские страны. В 60-70-е гг. популярны пышные прически. Для придания необходимого объема, воло­сы начесывали и тупировали.

В косметической промышленности активно выпускались средства по уходу за волосами: различные мази, кремы и фиксирующие составы для волос. В Германии в 1955 г. впервые был изготовлен лак для волос, который за короткий период времени приобрел необычайную популярность. Нанесенный на уложенные волосы состав позволял сохранить прическу на некоторый период времени и защищал волосы от неблагоприятного влияния ультрафи­олетового излучения и атмосферных факторов.

Во второй половине XX в. химическая завивка достигла наибольшей популярности.

xx_vek4В 70-х гг. в Лондоне появилось новое неформальное молодежное движение — панки, которые носили шокирующие прически из рас­трепанных, неухоженных волос и прядей, окрашенных в разные цвета.

В середине 80-х гг. мода на прически стала женственнее. Корот­кие стрижки уступили место причес­кам из длинных, распущенных по плечам волос. Не утратили свою популярность прически из завитков и локонов.

Главным стала не только внешняя красота причесок, но и их удобство, практичность. Они должны были быть максимально естественными и не требовать длительной укладки. Девушки носили ко­роткие стрижки с открытой шеей. Женщины более старшего возра­ста отдавали предпочтение полудлинным волосам, которые закру­чивали на крупные бигуди с целью создания мягких локонов.

Женщины красили волосы в рыжеватые и темные цвета. Однако белый цвет окончательно из моды не вышел.

Парикмахерское искусство в России

xx_vek2Развитие парикмахерского искусства тесным образом связано с особенностями политического строя госу­дарства, культурными традициями, религиозными верованиями, национальными особенностями. Именно поэтому в России это искусство шло совершенно особым путем.

Волосы с древнейших времен имели в нашей стране символическое значение: считалось, что они защищают чело­века, сохраняют его силу. До сих пор существуют приметы, под­тверждающие это положение.

Например, остриженные волосы нельзя выбрасывать в воду или на улицу. Если сделать это, человек заболеет, утратит жизненную энергию, так как птица может свить из этих волос гнездо. Согласно этой примете, острижен­ные волосы нужно сжигать.

Не случайно женщинам запрещали заходить в церковь с непок­рытой головой, этот обычай сохранился и до наших дней.

Другой церковный обряд — обряд крещения — включает обя­зательный ритуал отрезания небольшой пряди волос священником с последующим закатыванием ее в воск. Затем эту прядь опускают в купель: если волосы не потонут, человек будет жить долго, а если потонут — умрет.

Многие современные исследователи считают, что человеческие волосы содержат какой-то очень сильный энергетический заряд, и именно этим объясняют возникновение различных примет и пове­рий, связанных с волосами.

rossia2С древнейших времен русские женщины носили длинные воло­сы, которые заплетали в косу на затылке. Замужние женщины дол­жны были обязательно прятать волосы под платками, чепцами-по­войниками, а в праздничные дни надевать кокошники. Распускать волосы и снимать головной убор можно было только перед мужем.

Сорвавший с замужней женщины головной убор, должен был выплатить штраф.

Мужчины в Древней Руси тоже носили длинные волосы. До X в., вплоть до крещения Руси, русские князья носили полудлинные во­лосы до плеч. Бороды не брили.

Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч. Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) вбороды и волосы стали стричь, длина волос долж­на была достигать середины уха. Мужчины в этот период времени носили прически с вертикальным пробором по центру головы.

Во время царствования Владимира Мономаха (XII век) коротко подстриженные волосы считались признаком рабского положения человека, поэтому волосы, усы и борода имели максимально возможную длину.

nevskyВ дальнейшем прически князей приобретали уменьшенные объемы, усы и борода тщательно подстригались - внешность великого князя Александра Невского (XIII век) дает представление о моде того времени. Во времена последующих правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV век), Дмитрия Донского (конец XIV века), Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова (конце XVI - начало XVII века), мода на мужские прически практически не из­менялась. Волосы стригли под горшок и по-прежнему носили бороды.
С воцарением Михаила Федоровича - первого царя из дома Романовых (XVII век) - во внешнем облике царствующих князей сохранялся стиль одежды предыдущего правителя - Василия Шуйского: богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные волосы средней длины.

Девушки должны были заплетать волосы в косы, замужние женщины - убирать волосы, не показывать их: волосы покрывали платками, любыми головными уборами в зависимости от сословия. Показаться с непокрытой головой для женщины считалось позором. Опростоволоситься - значит сделать грубый промах, оплошать. Женщин, заключенных в темницы, с целью опозорить подвергали острижению.

Кардинальные перемены начались с приходом к власти Петра I. Происходившие в стране изменения не могли не затронуть парик­махерское искусство.

Россия стала ориентироваться на западные страны. Хотя в самом начале новшества парикмахерского характера вводились насильствен­ным путем. Мужчины были вынуждены сбрить бороды.

Женщины, жившие до этого затворницами в теремах, были раскрепощены. При дворе затевались балы, гуляния и маскарады, главным увеселением стали танцы. Запад задавал тон в веяниях моды. В Россию были приглашены лучшие мастера различных профессий, приглашались и парикмахерских дел мастера.

Появились первые парикмахеры — тупейники. Это были крепо­стные крестьяне, которых специально обучали парикмахерскому искусству за границей. Но все же Россия, перенимая общее направление западной моды, определила свой стиль, менее вычурный, свойственный спокойно-величавому характеру русской женщины. Надо отметить, что русские женщины не применяли химических красителей для волос, но широко пользовались растительными.

Постепенно мода на прически существенно изменилась. Мужчи­ны стали носить бакенбарды, а женщины — высокие красивые при­чески. Для создания модных причесок знатные женщины и мужчины выписывали себе мастеров-парикмахеров из-за границы. Обученные крепостные почему-то ценились гораздо меньше.

Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы

А в период царствования Александра III вновь вернулась мужская мода на усы и бороды, но теперь их аккуратно подстригали, придавая определенную форму.

В XIX в. открылось множество парикмахерских салонов, в кото­рых по-прежнему работали в основном зарубежные мастера парикма­херского дела, чаще всего их выписывали из Франции, которая в то время была законодательницей мод в России. Однако к концу XIX в. русские парикмахеры тоже достигли определенного уровня мастерства, они стали принимать участие в международных кон­курсах и даже занимать призовые места.

В дальнейшем развитие парикмахерского искусства в России ха­рактеризовалось стремлением к практичным и универсальным при­ческам, не требующим долговременной укладки. Особенно ярко эта тенденция проявилась в XX в.

sovremennajaМожно сказать об отсутствии каких-либо запретов. Множество различных стилей и направлений позво­ляет каждому человеку выбрать желаемую прическу, а новейшие технологии окрашивания волос — придать им самый фантастичес­кий оттенок.

В заключение можно сказать, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом.
В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности.

Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.

Комментарии   

 
+2 # История прическиОлег 13.07.2013 19:37
Очень понравилась статья. История написана просто замечательно. Узнал много нового.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить